Суббота, 18.11.2017
РАДИОЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ
Рекама
Популярные статьи
Категории раздела
Обзоры [4]
Обзоры электронных устройств
Светодиоды [5]
Альтернативная энергия [4]
Альтернативные источники энергии
Компьютерное [11]
Жучки и глушители [6]
Интересное [22]
Преобразователи напряжения [11]
Усилители мощности [11]
Блоки питания [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Интересное

Электронный трансформатор - регулировка мощности.

В данной статье расскажу о давно набравшем популярность среди радиолюбителей устройстве, о котором упоминалось в радиожурналах ещё в 70-е годы.Уже в то время многие радиолюбители использовали для питания своих конструкций, таких как усилители мощности, автогенераторные импульсные источники питания (ИИП). Широкое распространение среди радиолюбителей получил автогенераторный полу-мостовой инвертор (Полумост). При использовании пропорционально-токового управления высоковольтными биполярными транзисторами, достигается хороший КПД преобразователя. В наше время такой автогенераторный полумост нашёл своё применение как замена крупногабаритного сетевого трансформатора. Данное устройство можно найти в любом хозяйственном или магазине электротоваров. Скрывается же наш простейший ИИПпод названием –Электронный трансформатор.

 

Многие радиолюбителеи конструируют на основе такого простейшего импульсника различные блоки питания, зарядные устройства, различные индукционные нагреватели, используют вместо привычного сетевого трансформатора для питания низковольтных паяльников и естественно для питания низковольтных ламп накаливания.

Чаще всего блок питания на основе такого устройства делается путём подключения к выходу электронного трансформатора двух-полупериодного или мостового выпрямителя на ультра-быстрых диодах, или диодах Шоттки.

 

                После получения постоянного напряжения на выходе получившегося импульсного блока питания можно подключать различную нагрузку. Для запуска без нагрузки вводят ОС по напряжению, но не каждому хватает терпения и смекалки для настройки стабильной работы этой ОС.

Иногда может потребоваться регулировка выходного напряжения, например :

-регулировка оборотов микро-дрели

-регулировка температуры низковольтного паяльника

-регулировка яркости ламп накаливания (диммирование)

-регулировка тока заряда АКБ

Данные функции вполне реально осуществить на любом электронном трансформаторе (Feron, Taschibraи т.д.) и при любой мощности этого простого, дешёвого и компактного импульсника.

Давайте рассмотрим схему большинства таких электронных трансформаторов.

 

На транзисторах Q1 и Q2, конденсаторах C1, C2, также на силовом трансформаторе и коммутирующем T1, собран полу-мостовой автогенераторный инвертор. Выпрямленное сетевое напряжение поступает на делитель из конденсаторов C1,C2 и силовые транзисторы. Попеременно открываясь транзисторы поочерёдно проводят ток. Первичная обмотка силового трансформатора подключена к делителю из конденсаторов и к средней точке соединения транзисторов. При подаче запускающего импульса от цепи автозапуска, транзистор Q2 открывается и ток от конденсаторного делителя течёт через первичную обмотку силового трансформатора и транзистор Q2. После Q2закрывается, при этом открывается транзистор Q1, ток протекает от конденсаторного делителя, через первичную обмотку силового тр. И транзистор Q1. В конце каждого полупериода сети инвертор отключается и происходит перезапуск от дополнительной цепи.

На элементахR2,R3,D5,C3,D6собрана цепь авто-запуска, которая в начале каждого полупериода сети запускает полу-мостовой автогенераторный ИИП. Конденсатор C3 заряжаетсядо напряжения пробоясимметричного динистора D6, которое равно 32в. При достижении этого напряжения динистор DB3 открывается, C3 разряжается через динистор на базу Q2, происходит запуск схемы.

                Изменяя время формирования запускающего импульса, можно добиться запуска инвертора как вначале, середине, так и к концу полу-периода .Тем самым становится возможной регулировка выходной мощности данного блока питания. Принцип регулировки здесь как и у симисторного регулятора мощности.(Фазовый метод регулировки).

В таком виде схема запуска не пригодна для корректной регулировки, её нужно немного изменить. Однако мне попался электронный трансформатор с более подходящей для регулировки схемой запуска.

 

 

 Потребовалось заменить резистор 470к на 100к и последовательно с ним припаял переменный резистор на 680к, конденсатор 10нф заменил на 68нф 250в.

Схема с регулировкой мощности

 

Первый запуск как всегда делаем через лампу накаливания на 60вт и с мелкой нагрузкой. Без нагрузки страховочная лампа светиться недолжна.

Регулировка получилась плавной, галогенные лампочки можно регулировать от тусклого свечения нити, до максимума накала. Также переделка позволяет сделать простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, с добавлением всего лишь выпрямителя на ультра-быстрых диодах или на сборкеШоттки.

Для сравнения фото эл. Трансформатора с регулировкой и без неё:

 

 

 

Также есть видео, в котором переделываю данный электронный трансформатор под регулировку мощности + демонстрация данного устройства в работе 

Надеюсь многим придётся по душе данная переделка, которая совмещает в себе лёгкость и компактность электронного трансформатора,его мощьность и функцию симисторного регулятора мощности на борту.

Blaze Electronics

 

 

Категория: Интересное | Добавил: ARTUR (14.10.2016)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 1.0/1
Поиск
Вход на сайт
Видео

Солнечная электростанци...

00:08:36
0 0 0.0

ИНДУКЦИОННЫЙ паяльник с...

00:07:36
0 0 0.0

Простой преобразователь...

00:05:47
1 0 0.0

Можно ли завести автомо...

00:02:44
0 0 0.0

Простой индикатор АУДИО...

00:04:09
0 0 0.0

Солнечная батарея из ди...

00:04:52
0 0 0.0
Друзья сайта
  • Электрошокеры и не только
  • Подборка лучших схем
  • Все права защищены. e-mail: artlusportal@mail.ru © 2012-2014
    Хостинг от uCoz